Canon ef 40 f 2.8 stm фотографии. Фототочка. точка зрения о фотографии. Окраска зон вне фокуса

Пару дней назад я обзавелся полнокадровым объективом Canon 40mm f2.8 STM. Моделька новая, 2012 года. Компактная, легкая (130гр) и, что очень важно, дешевая!

Впечатление от объектива очень хорошие. Резкий с 2.8, не боится контрового света, контраст замечательный, цвета, если не натуральные, то хотя бы красивые, неплохое боке, минимальные дисторсии, есть псевдо-макро с кратностью 1:1.55 !
STM - это Stepping motor, который является сейчас самым бесшумным приводом автофокуса и на новейших тушках способен показать более быструю фокусировку, чем предыдущее USM.
Я только что перешел с кропа на фулл фрейм и для меня ТУТ 40мм просто отличное ФР, почти для всего, кроме портретов. :) Подумать только, на кропе такой же угол обзора был доступен на 27мм...

Что плохо: хроматит, на ф4.5 сааамую малость, на 2.8 хроматит поболее, но и это в лайтруме удаляется без труда, да и при просмотре без увеличения не видно вовсе. На 2.8 так же хорошо заметно виньетирование. Нет бленды в комплекте.
Светосила, как для фикса, не выдающаяся и это правда, но зато 40стм отрабатывает прекрасно на всех значениях диафрагмы. К примеру, я бы сказал, что Кеноновский 50мм ф1.4 на 1.4 негоден к применению для качественной съемки, а только лишь, чтобы просто сделать "фотку" в плохих условиях.

Перейдем к снимкам. Все картинки кликабельны, доступны полноразмеры

ф2.8, выдержка 1/30. Из коррекции только ББ и экспозиция.

Снято вчера после 18.00. Такой у нас конец марта. :)

Наглядный пример виньетирования на 2.8:

Меня, лично, это не пугает. Такое правится двумя кликами даже в фотошопе, но разница затемнения углов с ф5.6 значительна и бросается в глаза.
Кстати говоря, в последней версии Лайтрума уже есть профиль для этого объектива, а вот в моем фотошопе CS6 (точнее в CameraRaw) еще нету. Нужно апдейтить.

ну и 100% кроп сосульки на ф2.8

и ф4.5

Пока вертел камеру, сосулька успела подтаять. Не очень удачный пример. Согласен.

Другой пример...
ф2.8

ф4.5

Как и в первом примере - разница малозаметна, только вот ХА на 2.8 проступают отчетливее.

Как бы там ни было, считаю, что объектив очень резкий на открытой. В этом его сила. :)

Солнце в кадре... Совсем без обработки.

Очаровательно. Объектив не реагирует на солнышко артефактами. Никаких зайцев, разноцветных "радуг" и, что особенно важно для меня, никакого падения контраста.

Из десяти снимков с солнцем в кадре попался один очень интересный...

Такие вот диски боке из неоткуда... Артефакт, да. Но ведь его удалить проще пареной репы.

Увеличенный фрагмент боке... ф2.8

Очень неплохо. Немного "нервозно" но могло быть и хуже... Сейчас я могу судить о боке так: размывает стандартно хорошо, без эффекта "вау!". :)

Объектив может фокусироваться на расстоянии 28 и более сантиметров, что делает из него, ну почти, макро-объектив. Я этому очень рад, потому что иногда люблю пестикитычинки запечатлеть, но покупать для такой частоты использования кеноновский 100макро как-то расточительно.

Пусть кропнутый образец не резок, как бритва, но при данных параметрах съемки + никакой обработки, можно считать, что все замечательно. :)

И еще на 2.8

Следовало бы сделать больше снимков, но пока что нет возможности.

Выводы.

Да, Canon 40mm f2.8 STM не идеален. 2.8 это не та светосила, которой можно гордится фиксу. Хроматит, виньетирует, не стандарт 50мм, не труЪ макро... Но черт возьми, этот малыш по возможностям и качеству превосходит многие и многие кеноновские объективы! Эта современная модель даст фору дорогим объективам в резкости, бесшумном STM автофокусе, кратности макро, в размерах, весе и самое главное - в цене, ведь сейчас Canon 40mm f2.8 STM стоит всего 170 долларов .
Если ищите на Кенон недорогой, стандартный, качественный, маленький финкс - настоятельно рекомендую 40mm f2.8 STM. Вряд ли по совокупности параметров найдете лучше (даже на вторичном рынке).

Canon EF 40mm f/2.8 STM — один из первых объективов компании Canon с необычной технологией шагового двигателя ‘STM’. STM ST epper M otor — шаговый двигатель или шаговый мотор фокусировки. STM должен был улучшить качество фокусировки при съемке видео, особенное внимание уделяют плавности фокусировки. Фокусировка действительно ровная и плавная. На мое удивление, STM в объективе Canon EF 40mm f/2.8 шумит. Уровень шума незначительный, но все же его легко услышать. Заявлено, что STM — это специальная технология, которая позволяет получить бесшумную фокусировку, которая очень важна при съемке видео, на деле это не совсем соответствует действительности.

У объектива имеется переключатель режима фокусировки AF/MF. В автоматическом режиме AF доступна мгновенная ручная поправка фокусировки. Кольцо фокусировки Canon EF 40mm f/2.8 STM непрорезиненное и не связано с системой фокусировки механически. Объектив использует электромеханическую ручную фокусировку (в западной литературе electronically-driven). Это означает, что в ручном режиме фокусировки MF объектив можно сфокусировать только на камере.

Мне это показалось достаточно странным:

  1. У Canon EF 40mm f/2.8 STM удлиняется хобот при фокусировке. На отсоединенном объективе нельзя вручную спрятать хобот объектива. В снятом положении, либо на выключенной камере кольцо фокусировки объектива фокусировку не производит:)
  2. Существует микроскопический лаг кольца фокусировки (задержка реакции) при вращении кольца в одну и другую сторону.
  3. Скорость ручной фокусировки напрямую зависит от системы STM, а не от быстроты движений рук фотографа:).
  4. В режиме ручной фокусировки система STM гудит заметно громче, нежели в режиме AF. Также шум имеет другой характер, когда вращаешь кольцо фокусировки у Canon EF 40mm f/2.8 STM, он гудит как трансформатор:)
  5. В ручном режиме объектив потребляет энергию камеры, так как механически кольцо фокусировки не связанно с линзоблоком, и для его перемещения все равно используется электропривод.
  6. В автоматическом режиме фокусировки ручная поправка фокусировки доступна только в определенных режима фокусировки камеры (на моем — One Shot, Ai Focus) и только при нажатой кнопке фокусировки на камере. Фактически, из-за того, что ручную поправку фокусировки можно вносить только когда наполовину нажата кнопка спуска затвора , говорить про постоянную возможность ручной поправки фокуса просто нельзя. Вся эта канитель с фокусировкой немного портит впечатления от объектива.
  7. Система STM может раскрыть весь свой потенциал только на камерах с гибридной системой фокусировки. Когда я писал данный обзор, только , и имели специально разработанные сенсоры для улучшенной фокусировки при съемке видео.
  8. У объектива нет шкалы дистанции фокусировки, мелочь, но все же.

При фокусировке передняя линза не вращается. Скорость фокусировки выше средней, но я никак не могу сказать, что она высокая. Если медленно вращать ‘электронное’ кольцо фокусировки, то его шаг составит 360 градусов. Минимальная дистанция фокусировки составляет всего 30см, при этом можно получать макро снимки с увеличением 1:5.5. По большому счету, надпись ‘Macro 0.3m/0.98ft’ на объективе просто говорит про МДФ, а не про настоящую возможность макросъемки. Canon Lens EF 40mm 1:2.8 STM использует диафрагму с 7-ю лепестками.

Так выглядит объектив на ЦЗК Canon EOS . Объектив с максимально высунутым хоботом, сфокусированном на МДФ

Объектив Canon EF 40mm f/2.8 STM называют ‘блинчиком’ (или ‘Pancake’), он очень маленький и легкий. Самое удивительное, что этот малыш подходит для полноформатных ‘толстых’ камер. Весит объектив всего 130 грамм и использует стандартный диаметр для светофильтров на 52мм. У объектива отсутствует крепление под современную «защелкивающуюся» бленду, поэтому можно установить только бленду, которая вкручивается в резьбу под светофильтр. Canon EF 40mm f/2.8 STM изготовлен в Малайзии, выпускать объектив начали летом 2012 года. Сборка хорошая — корпус объектива изготовлен из пластика с металлическим байонетом . Впечатления от Canon EF 40mm f/2.8 STM намного приятней, чем от , но хуче, чем от .

Canon EF 40mm f/2.8 STM имеет не очень большую F/2.8. Например, F/2.8 всего в 1.56 раза лучше F/3.5 у ‘штатных’ недорогих зумов. При использовании на полноформатных камерах Canon EF 40mm f/2.8 STM может служить штатным фиксом. На кропе Canon APS-C 1.6X ЭФР объектива становится равным 64мм. Насколько удобно будет использовать такое ЭФР каждый решает для себя. ЭФР и неплохое боке на кропнутых камерах позволяет снимать портреты. На мой взгляд, для кропнутых камер в качестве штатного фикс объектива куда больше подходит , но и цена у него в несколько раз больше. Также у Canon есть патенты на 4 подобных объектива-блинчика с фокусными расстояниями 45, 39 (40), 35, 28мм и максимальной F/2.8. Интересно, почему было решено выпускать именно 40-мм фиксы?

Canon EF 40mm f/2.8 STM всего лишь чуть-чуть больше своей задней крышки

Каждый фотограф приходит к покупке нового объектива своим путем. Иногда это просто желание закрыть некий провал в шкале фокусных расстояний. Например, у вас может быть два зум объектива с фокусными расстояниями 17 мм - 40 мм и 100 мм - 400 мм. То есть вы имеете хороший широкоугольник и безнадежный телевик. Однако, для съемки мероприятий, портретов, пейзажей и... мало ли чего еще эти два монстра могут не подойти. Один "хватает" в кадр много лишнего, расположенного по разные стороны от объекта съемки. Другой настолько узконаправленный, что не может охватить, например, красивое здание, которое вы увидели в турпоездке и решили запечатлеть для своего фотоархива.

Тогда и возникает желание купить нечто среднее между приведенными выше крайностями. Фотограф идет в магазин (или в интернет магазин) и покупает, например, Canon EF 24-105mm f/4L IS USM (или что-то попроще, но примерно с таким же фокусным диапазоном).

С другой стороны, многие слышали, и это не просто слухи, что объективы с фиксированными фокусными расстояниями (так называемые "фиксы") дают более качественную картинку, чем их коллеги - ЗУМЫ. Таким образом, желание повысить качество фотографий, сделать их четче и поиграть с размытием заднего плана толкает увлеченного фотографа любителя или даже профессионала попробовать поработать с фиксом.

Тогда фотограф тоже идет в магазин, который он выбрал в результате бессонных ночей, проведенных в чтении отзывов, просмотре тестовых снимков и, возможно, надоедании вопросами более сведущим коллегам. Отсчитав честно заработанные, фотограф возвращается домой, неся новую коробку с драгоценным "стеклом" внутри.

Именно так и случилось со мной, когда было принято решение сменить тяжелый зум на легкий и компактный фикс. После бессонных ночей и прочего, что было описано чуть выше, выбор совершенно неожиданно пал на едва приметный из-за своей компактности, но обладающий целым рядом достоинств объектив . Для справки скажу, что его стоимость на момент написания статьи (октябрь 2013 г.) составляла от 5200 до 7900 рублей в зависимости от места покупки.

Главная идея носить с собой камеру Canon EOS 5D MII как компактный фотоаппарат, то есть везде и всегда, которая ранее была неосуществима из-за громоздких объективов, начала обретать вполне реальную почву. Ведь объективчик Canon EF 40mm f/2.8 STM выглядит настолько несерьезным, что более похож на игрушечный, бутафорский. Особенно забавно от смотрится на тушке большого и тяжелого фотоаппарата. Если бы добавить к камере еще и батарейный блок, то больше всего внешний вид конструкции смахивал бы на карикатуру. Однако, при всей своей внешней иргушечной несерьезности, первые же испытания объектива подтвердили все те лестные отзывы, что были опубликованы в интернете.

Достоинства объектива Canon EF 40mm f/2.8 STM

Самое первое, ради чего он и покупался, это качество картинки. Фотографии получаются очень четкими, без хроматических аберраций (это когда на контрастных границах объектов появляются цветные ореолы), практически отсутствует дисторсия (искажения при которых картинка как бы "потянута" за углы).

Светосила объектива 1/2.8 позволяет снимать с более или меньшими значениями в помещении, там, где ранее я испытывал некоторые сложности с моим Canon EF 24-105mm f/4L IS USM.

Конструктивная особенность диафрагмы объектива (отверстие круглой формы) не превращает размытые блики на заднем плане в "гайки". Блики получаются круглые, аккуратные, очень мягкие.

Более короткофокусный, чем другие фиксы, объектив имеет большую глубину резкости и дает более приемлемые результаты на пейзажных съемках даже по сравнению с "полтинником" (объективом с фокусным расстоянием 50mm).

Конструктивно объектив выполнен достаточно добротно, имеет стальной байонет, не вызывает нареканий.

Ну, и конечно же, достоинством объектива является его суперкомпактность. Благодаря ему цифровая зеркалка тут же превращается в компактный фотоаппарат, который можно носить с собой практически повсюду в обычной сумке. Даже мой тяжеловес Canon EOS 5D MII и тот стал гораздо более приспособленным для "повседневной носки с собой", чем был с установленными более весомыми объективами.

Таким образом, этот небольшой и недорогой объектив является той палочкой выручалочкой, в которой так нуждаются особенно начинающие фотографы: он недорог, компактен и дает вполне достойную по качеству картинку.

Недостатки объектива Canon EF 40mm f/2.8 STM

Первый, самый большой проблемой объектива является "ножной зум". Что это такое? Это когда для того, чтобы приблизить какой-то объект в кадре вы не крутите кольцо зума на объективе, а делаете несколько шагов к объекту. В некоторых случаях действительно вполне можно подойти поближе, чтобы снять что-то крупным планом или отойти подальше, чтобы ухватить в кадр какой-то крупный объект.

Однако бывают ситуации, когда ножной зум дает сбой. Например, вы снимаете что-то, стоя на краю обрыва или в другой подобной обстановке. Вы не можете сделать шаг вперед и вам приходится мириться с тем, что потом придется отрезать лишнее в кадре, теряя его большой размер, так необходимый для печати или продажи.

Если вы снимаете вечеринку в тесной комнате, вы не сможете отойти подальше, чтобы заснять всю компанию целиком. Мешают стены. Особенно в данной ситуации страдают обладатели фотокамер с кроп-фактором. В некоторых случаях данный объектив вообще может быть непригоден исходя из условий съемки.

Второй проблемой может стать шумная фокусировка (и автоматическая и ручная). При фотосъемке на этот недостаток можно вообще не обращать внимание, если конечно вы не снимаете скрытой камерой и любой лишний звук может свести на нет все предыдущие усилия (например, при съемке диких животных). Проблема шума при фокусировке может смутить тех, кто снимает видео своей фотокамерой. Весь шум при этом записывается на встроенный микрофон. Проблема нейтрализуется подключением выносного микрофона или дальнейшей переозвучкой фильма уже на компьютере.

Еще один конструктивный недостаток - достаточно хлипкий выдвигающийся хоботок. Его нужно беречь от случайного нажатия, которое может привести к выходу из строя системы фокусировки. Поэтому, когда будете носить собой фотоаппарат в сумке, следите за тем, чтобы на внешнюю сторону объектива ничего не давило.

Третьим недостатком по сравнению с более продвинутыми объективами является относительно медленный автофокус. Возможно, не стоит пытаться выполнять им репортажную съемку, фотографировать детей или птиц в полете. Объектив не успеет сфокусироваться. Это его особенность, ее надо знать и с ней надо смириться, ибо стоимость объектива такова, что требовать от него суперскоростной фокусировки просто глупо. Заодно можно вспомнить, что раньше у фотообъективов вовсе не было автофокуса и ничего - получались отличные фотографии:)

Наконец, на полнокадровых фотоаппаратах проявляется виньетирование (более темные углы). Конечно, это можно вылечить в Adobe Photoshop или Adobe Lightroom , но придется тратить дополнительное время, особенно, если фотографий много. На фотокамерах с кроп-фактором проблема не замечена.

Подведем некоторые итоги

Объектив Canon EF 40mm f/2.8 STM - безусловно, отличное приобретение. Несмотря на некоторые выявленные недостатки, качество изображения, компактность и невысокая цена делают его отличным выбором. Если вы стеснены в средствах после покупки какой-нибудь дорогой тушки и не можете сразу купить высококачественную профессиональную оптику, данный объектив представит вам весьма достойное качество изображений по вполне разумной цене. Однако, не стоит забывать, что к нему, как и к любой новой вещи, надо привыкнуть.

Описание

Canon EF 40mm f/2.8 STM - универсальный и маленький «блинчик»

Canon EF 40mm f/2.8 STM считают универсальным объективом, который может применяться для портретов, пейзажей или уличных фотографий. Покупая камеру, каждый начинающий фотограф хочет приобрести массу различных аксессуаров. Но чуть позже становится понятно, что носить с собой большое количество тяжелых приборов невозможно. И по этой причине фотографы покупают такую компактную и функциональную модель, как EF 40mm f/2.8 STM. Чаще всего, ее приобретают профессионалы, которым нравится универсальность устройства.

Внешний вид

Выполнено устройство из прочного и крепкого пластика, который внешне очень похож на металл с прорезиненной поверхностью. Из-за применения такого материала и металлического байонета, пользователь может снимать в любых условиях. Конструкция способна выдержать перепады температуры. Длина изделия составляет всего 2 сантиметра, из-за чего его считают самым компактным из представленной серии. Из управляющих элементов здесь можно увидеть только рычаг, переключающий резкость из ручного режима в автоматический. Пластиковое колесо имеет прорезиненную текстуру, обеспечивающую удобство в работе. Рука абсолютно не скользит в процессе съемки.

Характеристики съемки Кэнон EF 40мм f/2.8 STM

Диафрагма имеет семь лепестков, из-за чего зона дефокуса радует своей резкостью и точностью. Ее диапазон составляет f/2.8-22. В приборе срабатывает точный контроль над глубиной резкости.

Недостатки и погрешности на фото практически отсутствуют. Увеличенная апертура позволяет делать яркие кадры даже при условии плохого освещения. Вспышку включать не придется.

Автофокус срабатывает очень быстро и без звука даже в полной темноте. Из-за применения особой технологии шагового мотора, автофокусировка срабатывает максимально плавно и точно.

Фокус представлен с расстоянием 40 мм. Высокое качество фото по всей территории обеспечено за счет асферической конструкции и применения технологии просветления.

Каждая диафрагма в диапазоне показывает отличный результат в работе. Искажения и дисторсии отсутствуют. Если будут видны темные края, их можно убрать через редакторы.


Особенности

    Объектив Кенон EF 40мм f/2.8 STM польузется востребованность по следующим причинам:
  • Компактный корпус в форме «блинчика».
  • Высокий показатель светосилы f/2.8, помогающей снимать при недостаточном освещении.
  • Минимальная фокусировка в 0,3 метра.
  • Точный автофокус.
  • Высокое качество картинки по всему полю снимка.
  • Плавная фокусировка STM, работающая без звука в процессе видеосъемки.


    Делает зеркалку явно легче и компактнее — основная СУТЬ этой модели
    Неплохой автофокус — лучше чем у конкурента 50/1,8
    Металлический байонет, нормальное исполнение — лучше чем у конкурента 50/1,8
    Боке — лучше чем у конкурента 50/1,8
Недостатки
    Слабоватая диафрагма — только 2,8 (темнее видоискатель)
    Автофокус ТОЛЬКО моторный, нет полностью ручного режима(см подробнее отзыв)
    Хотелось бы стаб
    Весьма комично выглядит с точки зрения дизайна.
Комментарий

РЕГУЛЯРНО возникает очень важная задача почти у всех владельцев зеркалок = сделать фотик компактнее и легче, при этом суметь фотать большинство сюжетов.
На кенонах данная задача решается двумя обьективами
*EF 40mm f/2.8 STM
*EF 50mm f/1.8
ОБА этих обьектива ЭКСТРЕМАЛЬНО легкие, с ними фотик становится ЯВНО носибельнее и лезет в небольшие сумки. ОБА этих обьектива являются универсальными, т.н."стандартными" — подходят более менее как для пейзажей так и для портретов.
Различия между ними не категорические, как говорится на вкус и цвет..
============================
Краткий вывод такой:
1)если у вас кроп_1,6 и/или вы редко снимаете видео = лучше брать EF 40mm f/2.8 STM
2)если у вас фулфрейм и/или вы ЧАСТО снимаете видео(причем с ручным автофокусом) = лучше брать EF 50mm f/1.8 3)Если вам категорически важна яркость картинки в видоискателе, или важно особо сильно замылить фон на портретах = лучше брать EF 50mm f/1.8
=================
Говоря подробнее = отличия этого обьектива от 50/1,8
* сделан куда приятнее и современнее своего конкурента. Байонет стальной, корпус качественный, люфтов нет.
* диафрагма хуже — только 2,8 против 1,8. Это скажется на светлости картинки в видоискателе, работе точек автофокуса в некоторых камерах. Хотелось бы упомянуть что конкурент 50/1,8 лучше в возможности размыть фон картинки, и фотать в темноте — но это полуправда — 50/1,8 на раскрытой диафрагме плох и работает нормально всё равно начиная с тех же 2,8.
*Автофокус лучше — хороший тихий USM(в конкуренте простой моторчик), но если вы переключаетесь в ручной фокус — ручной работает всё равно от моторчика, прямого привода нет = с одной стороны хорошо — можно руками подкрутить и в авторежиме без переключения, но с другой стороны засада = Это снижает обратную связь, + на видео пишется звук работы мотора. Так что для ручного фокуса — 50/1,8 предпочтительнее.
*Боке — у 40/2,8 = 7 лепестков против 5 и это лучше.
*Фокусное — 40ка ближе к кропам по "нормальности

45 9

    Лёгкий, маленький, резкий, достаточно светосильный, тихо фокусируется, неплохо работает с видео.
Недостатки
    Цена здесь, в штатах рекомендованная 150$
Комментарий

Брал снимать дочку на видео к 650. Качество снимков отличное, конструктив хороший, прочный. По своей рекомендованной цене получается очень хорошей линзой, превращает зеркалку по размерам в мыльницу, сохраняя качество снимков фикса. Таскаю его основным на тушке, зумы приходится доставать редко, полтиник совсем перестал использовать. Скорость фокусировки сравнима с USM.

Пожаловаться Отзыв помог? 24 1

    Компактность
    Компактность
    Компактность
    Качество картинки.
    Портреты будут получше выглядеть.
Недостатки
    Не будет зума.
    Помещаться в кадр станет меньше.
    Не будет стабилизатора.
    Не будет эффекта — за который не жалко этих денег.
Комментарий

Подробный отзыв писал ниже — читайте. В этом напишу про самый распространееый вопрос — стоит ли такой обьектив брать на замену Штатному 18-55.
(это справедливо для фотоаппаратов Кроп 1,6)
======
УДОБСТВО
1.Прорыв. В целом поменяв штатник на этот обьектив вы поразитесь тому насколько камера стала легче и компактнее — ну совсем другое дело. Станете чаще носить с собой(ВАЖНО!!! — уже совсем не влом. Под куртку легко помещается — потому что под курткой уже не торчит хобот (вид беременного носорога). ИМХО это великое дело — когда камеру чаще носишь и кадры делаешь — величайшее.
2.Антипрорыв — не будет зума. Для понимающих толк или стремящихся стать ближе к профи — это только польза. А вот для 90% пользователей принесет проблему. Придется чаще подходить отходить да и влезать в кадр станет меньше.
КАЧЕСТВО КАРТИНКИ
Те кто снимает не один год — заметят что картинка конечно лучше, те кто снимает не часто — точно прироста в картинке не заметят, не стоит и надеяться.
===========
Выводы
Обьектив вполне может заменить зум18-55, он достаточно универсальный(можно и на улице снимать и дома)и для кроп_камеры он предпочтительнее 50мм, но надо понимать что основное что принесет замена — это КОМПАКТНОСТЬ.
1)Если Вы не считаете денег — Берите, комфортнее значительно. А в поездках — так прямо определяюще.
2)Если Вы настолько тонко видите картинку, что искажения штатника режут глаз — Берите
3)Если Вы от смены обьектива ожидаете КАРДИНАЛЬНЫХ изменений, прорыва, но при этом считаете денешки и ищете выгоду = не берите, изменения будут не грандиозны, по факту оценит их в эту сумму только суперэстет или тот кому денег не жалко совсем. то есть в 8 случаях из 10 брать смысла нет(хотя я, лично, с превеликим удовольствием пользуюсь им гораздо чаще чем любым другим стеклом)